Результаты обсуждения наших проблем в ИРАВ (институте раннего вмешательства):
- Для наших детишек лучше никакого логопеда, чем некомпетентный и/или не желающий работать с такими детишками. Методы, подходящие для других детей с проблемами речи, не совсем подходят для наших. Имея большой словарный запас и понимание смысла речи, у наших деток проблемы с воспроизведением слов (не понимают, как надо шевелить язычком и пр.), что автоматически получается у обычных детей. Что нужно: как можно больше разговаривать с малышами, начиная с рождения – эмоционально, исключительно доброжелательно и четко проговаривая слова, особенно близкие по звучанию, но разные по смыслу (мишка-мышка…). Обязательно вводить жестовую речь – причем не специальными жестами, а максимально приближенными к жизни, чтобы было понятно большинству окружающих. По мере освоения малышом новых слов он будет отказываться от соответствующих жестов сам. Не надо давить на малыша и заставлять обязательно произносить правильно и никак иначе – может вообще отказаться говорить. Ну и в качестве вспомогательных упражнений – пальчиковая гимнастика, артикуляционные упражнения, скороговорки … Лучше избегать монотонного и многократного повторения одного и того упражнения, если ребенку оно не нравится..
***
Дети с синдромом Дауна и кратковременная слуховая память
По материалам Сэнди Олтон ( Sandy Alton ), педагога-консультанта; работающей с учащимися с синдромом Дауна в графстве Окcфордшир («Down’s Syndrome Association Journal», Issue 95, Winter 2000/2001) Перевод Н. Грозной
Что такое кратковременная слуховая память?
Кратковременная слуховая память помогает нам понимать смысл речи. Мы пользуемся этим видом памяти для удержания, обработки, понимания и усвоения разговорной речи в течение такого промежутка времени, которого достаточно, чтобы прореагировать на услышанное. Эта память называется также словесной, фонетической (то есть относящейся к звукам речи), рабочей или оперативной.
Это лишь один тип памяти, которым располагает мозг. Среди других здесь имеет смысл упомянуть зрительную память, которая по наблюдениям исследователей, у людей с синдромом Дауна работает гораздо лучше, чем кратковременная слуховая.
Как действует кратковременная слуховая память?
Слова, которые мы слышим, принимаются и сохраняются в той части слуховой кратковременной памяти, которая называется фонетическим хранилищем. Прежде чем эти слова поступят в долговременное – семантическое (то есть связанное со смыслом слов) хранилище, они удерживаются в фонетическом хранилище в течение времени, достаточного для того, чтобы мы могли понять их смысл. Это важно, поскольку таким образом мы можем запомнить начало предложения, что дает возможность понять смысл предложения в целом.
В фонетическом хранилище информация быстро распадется. Если мы не пытаемся удержать ее с помощью словесных повторений, она остаётся там лишь в течение двух секунд. Повторение – это внутреннее проговаривание полученной информации. Количество информации, которую мы можем удержать в течение двух секунд, называют цифровой фонетической вместимостью. Вместимость может быть измерена количеством цифр, которые человек способен запомнить и повторить в правильном порядке сразу после их предъявления.
Какие факторы оказывают влияние на кратковременную слуховую память?
Существует несколько факторов, улучшающих кратковременную слуховую память. Главный фактор – это скорость, с которой мы способны распознавать речь и говорить. Этот фактор определяет объем информации, который мы можем удержать в течение двухсекундного интервала. Учась говорить быстрее, мы тем самым учимся быстрее повторять и, значит, удерживать больше информации, прежде чем она распадётся. У детей, развивающихся типичным образом, фонетическая вместимость возрастает прямо пропорционально увеличению скорости речи. У среднестатистического четырехлетнего ребенка вместимость составляет две-три единицы информации, а у среднестатистического 14-летнего подростка – около семи единиц. Таким образом, вместимость хранилища нашей кратковременной слуховой памяти с возрастом увеличивается.
К другим факторам, способным улучшить кратковременную слуховую память, относится повторение, а также организация информации. Мы повторяем информацию про себя для того, чтобы запомнить её. Обычные дети могут научиться повторять информацию про себя примерно к семи годам.
Процесс организации информации, способствующий запоминанию, включает в себя разбиение информации на категории, формирование крупных блоков и группировку похожих составляющих. Навыки повторения и организации информации у детей обычно развиваются по мере взросления естественным образом, но с помощью тренировки их можно улучшить.
Эффективность работы кратковременной памяти может снижаться при предъявлении длинных, незнакомых слов, а также слов со схожим звучанием. Произнесение, а также повторение длинных слов требует более продолжительного времени; кроме того, они быстрее забываются. Получается, что при работе с односложными словами наша память работает лучше, чем с трёхсложными. Это относится к словам, предъявляемым как визуально, так и устно. Точно так же нам труднее различать слова, имеющие схожее звучание, поэтому мы хуже вспоминаем список, составленный из таких слов. Наконец, нам легче запомнить то, с чем память уже знакома. Если мы слышим незнакомые слова, мы медленнее распознаем их, медленнее реагируем на них и медленнее выучиваем.
Как синдром Дауна влияет на кратковременную слуховую память?
Многие дети с синдромом Дауна обладают плохой кратковременной памятью. Долговременная память (работающая совершенно иначе, чем кратковременная) у этих детей не нарушена, как не нарушена и работа кратковременной памяти в случае получения зрительной или пространственной информации.
Результаты исследований показывают, что кратковременная слуховая память у детей с синдромом Дауна развивается не так, как у их обычных сверстников. У подростков с синдромом Дауна фонетическая вместимость достигает трех или четырех единиц, в то время как у обычно развивающихся подростков – семи. Кроме того, исследования показывают, что вместимость кратковременной слуховой памяти у детей с синдромом Дауна ниже, чем можно было бы ожидать, исходя из их речевых возможностей или уровня развития интеллекта.
Пока не ясно, почему дети с синдромом Дауна обладают плохой кратковременной слуховой памятью. Есть разные мнения, и для того, чтобы сделать какие-либо выводы, необходимы дополнительные исследования.
Предположения, что главными причинами плохой работы кратковременной памяти являются проблемы со слухом или медленная артикуляция, исследованиями не подтвердились.
Похоже, что дети с синдромом Дауна не пользуются обычными приёмами, помогающими запоминать информацию, то есть повторением и соответствующей организацией информации, или повторяют очень медленно и неэффективно.
Однако сравнение с обычными детьми, не достигшими семи лет (то есть еще не научившимися повторять), показало, что дети с синдромом Дауна все-таки демонстрировали меньшую вместимость кратковременной памяти. Это означает, что только сложности с повторением в данном случае не могут объяснить худшие характеристики слуховой памяти. Другие работы также позволяют предположить, что проблемы с повторением не являются главной причиной того, что вместимость слуховой кратковременной памяти у детей с синдромом Дауна меньше, чем у других. Более вероятной причиной могут быть проблемы, существующие внутри фонетического хранилища, такие, например, как недостатки в самой системе хранения информации или повышенная скорость распада информации в хранилище.
Можно ли улучшить кратковременную слуховую память у детей с синдромом Дауна?
Исследования показывают, что если проблемы с кратковременной памятью у детей с синдромом Дауна связаны с отсутствием повторения, то соответствующая тренировка может привести к улучшению кратковременной памяти Однако долговременного эффекта это не дает, поскольку со временем это улучшение становится менее заметно или исчезает. Видимо, в этой области требуются дополнительные исследования, и разработка новых методик.
Если же проблемы связаны с самим хранением информации в фонетическом хранилище, то пока не существует никаких подходов к реальному улучшению этой ситуации.
Есть ли еще какие-нибудь подходы к обучению детей с нарушениями кратковременной слуховой памяти?
Смягчить любые проблемы, вызванные плохой работой кратковременной слуховой памяти, можно использованием подходящих обучающих методик.
Существуют приёмы, помогающие такому способу усвоения знаний, который не опирается на кратковременную слуховую память, но позволяет «постучаться» в разные отделы памяти и пользоваться разными способами хранения информации. Важно понимать, что не только в отношении детей с плохой кратковременной слуховой памятью, но и в отношении многих детей вообще использование исключительно объяснений для усвоения материала не дает желаемого результата. При обучении любого ребенка требуются наглядно-практические приёмы и средства. Мел и объяснение не единственное средство, особенно при обучении физическим или практическим навыкам.
В следующих разделах рассматриваются некоторые из ключевых областей развития, исследуется влияние плохой кратковременной слуховой памяти на развитие ребенка в каждой из этих областей и предлагаются подходы к улучшению ситуации.
Как проявляется общее влияние плохой кратковременной памяти?
Проблемы с кратковременной памятью имеют непосредственное отношение к трудностям развития речи и бедному словарному запасу, потому что между этим разделом памяти и развитием речи существует тесная связь.
Любой недостаток в работе кратковременной слуховой памяти сказывается на возможности учащегося реагировать на произносимые слова, выполнять инструкции или узнавать новое в разных ситуациях, так как эти способности, в первую очередь, опираются на слуховые навыки. Главная беда здесь состоит в том, что услышанные слова слишком быстро исчезают из памяти.
Если ребенку приходится запоминать и перерабатывать незнакомые слова или длинные сложные предложения, то он быстро устает и либо полностью «выключается», либо сохраняет только отдельные части информации, часто начало или конец предложения.
Когда информация, воспринимаемая на слух, оказывается слишком насыщенной, перед детьми встают реальные трудности. Это может происходить, например, в следующих случаях:
• когда дети собираются в кружок во время общей игры или обсуждают что-то целой группой или классом;
• когда ребенку дают инструкции;
• когда ребенок сталкивается со словами, относящимися к какой-то специфической теме;
• когда ребенку необходимо понять прочитанное;
• когда ребенок производит в уме арифметические операции.
Плохая работа кратковременной памяти также мешает ребенку выучить последовательность действий или событий и развить организационные навыки. Во всех вышеперечисленных ситуациях учащимся необходима дополнительная зрительная поддержка, чтобы им легче было удерживать внимание.
Как помочь развитию общих навыков запоминания?
• Следить за тем, чтобы все занятия были короткими, устраивать много маленьких перерывов: плохая память превращает учёбу в тяжёлую работу.
• Сводить к минимуму отвлекающие факторы.
• Использовать песенки, стишки, ритм помогающие запоминанию.
• Давать ребенку инструкцию, не прибегая к каким-либо визуальным подсказкам. Ребёнок должен выполнить инструкцию, воспользовавшись своими навыками запоминания на слух, в процессе чего задействуется кратковременная память. Это может быть, например, инструкция расставить в определённом порядке кубики или картинки.
• Играть в слуховые игры на запоминание, такие как «Саймон говорит» (ведущий становится перед детьми, и произносит различные команды, которые дети должны выполнять) и т. п.
• Побуждать ребёнка пользоваться «процедурной» памятью путем вовлечения его в ролевые игры, игры-драматизации и серии физических движений.
• Помогать ему учиться посредством связанных между собой повседневных действий: здесь особенно уместно использование навыков организации.
• На практике обучать ребёнка цепочке повседневных действий, ключевым процедурам и последовательностям событий.
Какое влияние оказывает качество кратковременной памяти на речевые навыки?
Кратковременная память оказывает большое влияние на все аспекты развития речи.
У детей могут возникнуть следующие трудности:
• Трудности с усвоением новых слов, особенно обозначающих абстрактные понятия (для детей с синдромом Дауна характерны трудности с усвоением цветов, и именно эти трудности следует расценивать в качестве возможного индикатора плохой кратковременной памяти).
• Трудности с пониманием и запоминанием информации, которую они слышат, особенно в тех случаях, когда нет зрительной подсказки.
• Трудности с выполнением длинных словесных инструкций и запоминанием перечней. У тех детей, которым свойственны проблемы с кратковременной памятью, такие последовательности стираются особенно быстро, если только не повторяются и не используются постоянно.
• Трудности с отделением звуков речи от звуков окружающей среды, например, шума или других отвлекающих звуков. Это проблемы слуховой дискриминации.
• Трудности с формированием длинных слов, длинных фраз и с усвоением грамматического строя.
• Трудности с развитием навыков чтения и пониманием прочитанного, возможно, из-за того, что, когда мы читаем, слова, прежде чем наполниться смыслом, превращаются во внутреннюю речь.
Как смягчить влияние недостатков в работе кратковременной памяти на приобретение, сохранение и развитие речевых навыков?
• Следите за тем, чтобы отвлекающие факторы окружающей среды были сведены к минимуму.
• По мере возможности, старайтесь поддерживать контакт «лицом к лицу». Помогайте ребенку, когда он должен приложить усилия для того, чтобы услышать сказанное, например, можно сделать знак «слушай», показав на свои уши. Повторяйте отдельно взятому учащемуся информацию или инструкцию, данную всему классу.
• Произносите слова четко и всегда одинаково. Подчеркивайте и выделяйте ключевые слова. Избегайте предъявления очень похожих друг на друга слуховых стимулов.
• Разбивайте информацию на меньшие блоки, с которыми удобнее справляться, а предложения – на более короткие и простые фразы. Ограничивайте количество словесных инструкций, которые вы даете одновременно.
• Стремитесь сделать информацию зримой, особенно ключевые слова, они могут сопровождаться жестами, картинками, символами. Придумывайте собственные условные обозначения для ключевых слов.
• Подключайте ассоциации: связывайте новую информацию и слова со знакомыми словами или зрительными образами.
• Побуждайте детей повторять услышанную информацию, предлагая им воспроизводить ее для себя шёпотом.
• Пауза – повторение – проверка – дает ребёнку возможность обдумывать информацию достаточно долго для того, чтобы она могла быть переведена в долговременную память.
• Регулярно предлагайте ребенку вспоминать по
главная
Вопросы которые нас волнуют
ЛОГОПЕД
Коррекция базовых уровней доинтеллектуальной деятельности.
|